Особенности психологического развития детей с ДЦП
Взаимодействие с обществом зависит от психологических характеристик ребенка. Каждый ребенок разный, особенно трудно детям, которые имеют особенности физического развития, которые все же не являются непреодолимой преградой для гармонического развития и комфортной жизни. Отношения ребенка с окружающим миром сильно зависит от психологии, которая зависит от эмоционального развития, отношения окружающих и уровня развития общества. Чтобы ребенок с ДЦП хорошо себя чувствовал, ему нужно уделять много внимания, но взаимодействие со своим ребенком — это не только тяжелый труд, но и радость для родителей. Психологические особенности детей с ДЦП предполагают постоянную работу родителей над нравственным и физическим совершенствованием, а также социализацией ребенка.
Гиперопека и социализация
Оглавление
Конечно, если подходить формально, то прослеживается четкая зависимость развития и особенностей поведения ребенка от степени поражения головного мозга. Но каждый ребенок имеет индивидуальные психологические особенности — одни непоседливы, все время суетятся, легко раздражаются, другие могут быть тихими, застенчивыми, не склонными к активному общению.
Дети с ДЦП умственно развиты, и в большинстве своем способны самостоятельно передвигаться. И различные психологические проблемы возникают не из-за их внутреннего состояния или физических недостатков, а из-за двух причин — чрезмерной жалости со стороны окружающих и чрезмерной опеке со стороны родителей и близких (конечно, речь не идет о госпитальном синдроме, когда дети начинают умственно отставать из-за безразличия работников учреждений, где воспитываются брошенные родителями дети). Ребенок должен быть склонен к различным эмоциям и иметь волевой характер, а эти качества не дозревают из-за того, что он не способен принимать решения самостоятельным, при слишком большой опеке он может чувствовать себя незащищенным, у него может развиться недостаток самокритичности и сосредоточенности на решении собственных проблем. В случаях неправильного воспитания развивается эгоцентризм, когда ребенок не просто получает опеку, но и требует ее постоянного наличия и продолжения даже при взрослении.
Если у ребенка ограниченное пространство, и к этому добавляется воспитание, которое психологически поощряет отсутствие инициативы и самостоятельности, он может стать бесконтактным, ранимым, способность к коммуникации может пострадать, что в результате приведет к неуверенности во взрослом возрасте. Оторванность от мира, замкнутость может вызвать депрессию. Но, кроме чрезмерной заботы родителей, опасность представляет и отвержение ребенка с ограниченными возможностями со стороны общества — это может привести к раздражительности, жесткости характера, склонности к взрывным истерикам, агрессивному поведению.
Особенности личности
В плане умственного развития дети с ДЦП развиваются как вполне здоровые личности, особенно, если форма заболевания мозжечковая. Однако эмоциональная сфера может страдать, например, такие дети могут трудно уживаться в коллективе, ощущать себя ущемленными. Конечно, все зависит от волевых качеств и здесь нельзя всех уравнивать, но все же невозможность полноценно двигаться накладывает некоторые неудобства на жизнь, эти неудобства влияют на эмоциональную сферу.
Ребенок умственно может развиваться вполне нормально, но эмоции могут развиваться с некоторой задержкой. Но это может быть не только недостатком, но и преимуществом — ребенку легче что-нибудь внушить, он лучше слушает родителей, что можно использовать для длительного и эффективного обучения. Некоторая наивность, которая сохраняется дольше, чем у детей без ДЦП, также может помочь направить подростковую энергию в нужное русло. Взросление — это не только возраст, исполненный проблемами, но и возможность основательно подготовиться к взрослой жизни.
Возможны эмоциональные всплески, которые сопровождаются чрезмерной физической активностью, но в целом дети усидчивы в силу своего физического состояния, и это можно использовать для интеллектуального развития. Но и о физическом развитии забывать не нужно — ведь всегда можно улучшить подвижность, координацию с помощью физических упражнений, которыми можно разбавлять умственные занятия. Дети с ДЦП нуждаются не в опеке, а в работе над собой, и это — очередной повод родителям тесно пообщаться с детьми.
К сожалению, часто личность развивается инфантильно (человек психологически не взрослеет), волевые качества недостаточно развиты из-за сильную потребность не в будущем удовлетворении результатом деятельности, а в минималистических сиюминутных желаниях, которые спровоцированы эмоциями удовольствия. При таком подходе к жизни общение с другими людьми затруднено, что может еще больше усилить разрыв с обществом. Может нарастать обида, злоба на окружающий мир, ребенок может ставать агрессивным. Конечно, далеко не все дети развиваются по этому сценарию, но все больные люди в какой-то мере досадные, а дети с ДЦП больны с раннего детства.
Для ребенка очень важен успех в какой-либо сфере, это повышает самооценку и позволяет уверенней взрослеть. Успеха достичь довольно трудно, поскольку дети несколько ограничены в сфере деятельности, поэтому самооценку довольно трудно сформировать. Спастическая диплагия приводит к робкости, ранимости, подверженности разным страхам. Гемипаретический тип ДЦП может приводить к другому типу характера, который сопровождается эмоциональной перевозбужденностью, склонностью к эйфории.
Родительская помощь
В случае, если у ребенка детский церебральный паралич, главная задача по воспитанию лежит на родителях. Никакое учебное заведение, никакой дипломированный педагог, никакая, даже самая благородная государственная система воспитания не может заменить родительской заботы и контроля. Но не нужно думать, что забота о ребенке, пусть даже с ограниченными возможностями, это какая-то трудновыполнимая задача — все нужные навыки и желание заботится заложены в родителях природой. Но не только естественный потенциал есть у родителей, у ребенка тоже есть способности, которые ему даны от рождения, задачей родителей является раскрыть способности дочери или сына и помочь ему адаптироваться к жизни.
Родителям и педагогам нужно обратить внимание на психологические и педагогические моменты:
- Нужно поменьше обращать внимания на болезнь, и побольше — на развитие самого ребенка, на утверждение его самостоятельности и ответственности. Показывайте, что его присутствие в вашей жизни дарит вам счастье, и ребенок ответит удвоенными усилиями, проявляя активность в нужном русле, только бы вызвать удовлетворение и похвалу родителей. Также развивайте мужество, настойчивость и другие черты характера, которые нужны для достижения жизненного успеха.
- Учите ребенка, что все люди разные, и если он особенный, это не значит, что он хуже. Можно акцентировать на том, что если у человека что-то не получается лучше, чем у других, значит что-то другое может получаться лучше. Организм человека склонен к компенсации недостатков, если возникают трудности, человек может достичь результата другими путями. Например, если человек не может заработать денег физическим трудом, он может быть усидчив и зарабатывать намного больше трудом умственным.
- Нужна ежедневная целенаправленная работа. Если хотите достичь определенного результата в учебе или физическом развитии, нужно делать маленькие шаги — каждый день ставить кирпичик в здание, которое хотим построить. Не откладывайте «на потом», потому, что «потом» никогда не наступает.
- Физические недостатки можно компенсировать более существенными качествами — умом, нравственными ценностями. Но и в физическом плане не нужно расстраиваться — если обычный человек может стать олимпийским чемпионом, то и человек даже с существенными физическими ограничениями может путем тренировок вести вполне обычную жизнь и полностью себя обслуживать.
- Не нужно жалости к ребенку не только в плане физической помощи, но даже смотреть на него с жалостью не нужно. Будьте требовательны без оглядки на болезнь, и ребенок почувствует себя здоровым. Даже если будет трудно, он будет благодарен за то, что хотя бы в семье к нему относятся как к полноценному члену общества, и эти чувства он перенесет в реальную взрослую жизнь.
- Быть требовательным — не значит требовать невозможного. Ребенок болен, этого не нужно отрицать, нужно постоянно стремится к выздоровлению, но если не принимать болезнь такой, какой она есть, значит не стремиться к ее ликвидации. Если болезнь прогрессирует, или отступает с недостаточной скоростью, нужно относиться к лечению как к неотъемлемой работе, которую нужно проделывать ежедневно.
Позитивные эмоции
Социальные педагоги, психологи — это очень хорошо. К их советам нужно прислушиваться и делать выводы. Но также ребенку нужно дать возможность ходить в церковь, где ему будет становиться лучше как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Христианство нельзя рассматривать только как нравственное учение, это — еще и исцеление, как духовное, так и вполне реальное, физическое.
Также очень важно для ребенка расширять свой кругозор. Хорошо, конечно, если дома есть компьютер, и его можно применить как для игр, так и для обучения и работы. Но не нужно забывать, что дети любят играть со сверстниками. Хорошо бы было, если бы у него были друзья, и вполне реальные, а не через социальные сети. Обычный кружок не подойдет, но, возможно, в городе есть возможность проводить время с другими детьми с ДЦП, а еще лучше — со здоровыми детьми. Даже если он не может рисовать, петь, танцевать, иногда достаточно просто посмотреть на других детей со стороны, и будут возникать не просто новые впечатления и эмоции, будет возникать стремление к улучшению собственной жизни.
Походы на выставки, в театры, на представления, танцевальные конкурсы, разные многолюдные мероприятия, городские праздники — это должно присутствовать в жизни на регулярной основе. Но не только одной культурой живет человек. Как бы это не было трудно, но нужно выбираться на природу — рыбалку, пляжный отдых у реки или местного озера. Если есть возможность, организовывать курортный отдых. Конечно, все это проблематично, но нужно учесть, что эти усилия хорошо влияют не только на ребенка, но и на родителей — есть возможность более тесно пообщаться с ребенком, и его позитивные эмоции, его радость перейдет и на отца и мать, которые, заботясь о ребенке, автоматически заботятся и о себе.